Форум о Чулпан Хаматовой
Текущее время: 23 Сентябрь 2017 23:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 18 Май 2009 8:46 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован:
15 Май 2009 8:30
Сообщения: 19
Актёры XXI века

Уже приученные современными условиями жизни к стремительным, напряжённым ритмам, мы перестали замечать, насколько убыстрилось, уплотнилось время, и на процессы, которые раньше отнимали годы, теперь достаточно нескольких месяцев, а то и недель. Детишки чуть ли не с детсадовского возраста овладевают компьютерами, студенты театральных вузов, только успев поступить в институт, уже играют спектакли…

Я шла на "Мораль пани Дульской" Г. Запольской в студенческий театр ГИТИСа в полной уверенности, что увижу очередной выпускной курс, играющий свой дипломный спектакль. А следовательно, вполне профессиональную работу очень молодых, но хорошо подготовленных к самостоятельной жизни артистов. Потому и в программку не очень внимательно заглянула, пробежав глазами только имена исполнителей.

Спектакль, поставленный режиссёром-педагогом Еленой Долгиной, не обманул ожиданий: чёткий по мысли, строгий по форме, он представил прекрасный ансамбль очень ярких, многообещающих актёрских индивидуальностей. В студенческих спектаклях всего труднее приходится обычно исполнителям пожилых ролей. Молодое лицо, гибкая юная фигурка, – а тут изображай какую-нибудь старую каргу. И невольно возникает нажим, старательное изображение возрастных примет. Олеся Яковлева (пани Дульская), Дмитрий Лядухин (пан Фелицан), Наталья Шапошникова (крёстная мать горничной Ганки) при всей своей никак не скрываемой молодости сумели счастливо избежать этой игры в возраст. Вечно озабоченное, раздражённое лицо пани Дульской, её подозрительно бегающий взгляд, ставшая автоматической суетливость, резкие интонации голоса выдают тяжело прожитые годы при всё ещё хорошо сохранившейся внешней моложавости. Ну а пан Дульский – уже вовсе конченый человек: затурканный женой, опустившийся, чувствующий себя лишним в собственном доме и потому каждый вечер стремящийся ускользнуть на волю из-под бдительного ока супруги.

Да в этом доме, собственно, у каждого своя жизнь, каждый одинок сам по себе. Смазливый, развязный, а в душе трусоватый и подловатый Збышко (Михаил Полицеймако) – вечная материнская головная боль, Хеся (Ирина Низина) – юный, но быстро формирующийся сколок с матери, Меля (Татьяна Чепуркова), наивный ребенок, верящий в добро и справедливость, – "белая ворона" в крикливой, жадной стае сородичей. Эта Меля обречена не столько даже из-за своего больного сердчишка, сколько по причине полной несовместимости с окружающим её миром, который ни понять, ни принять она никогда не смогла бы. Ведь даже Ганка (Ольга Лысак) – предмет Мелиной борьбы за справедливость – спокойно разменивает свои честь и женское достоинство на звонкую монету с помощью практичной крёстной. В этой поистине "вороньей слободке" одна только пани Юльясевич (Лариса Шатилова) чувствует себя вольготно и независимо. Пышная красавица, уверенная в себе, при явном достатке, не обременённая житейскими заботами, она с нескрываемым удовольствием берётся за улаживание чужих щекотливых дел – всё же какое ни на есть, а занятие. Вот уж кто никогда не впадёт в уныние, что бы там ни случилось, не в пример этой худосочной дурёхе-квартирантке (Чулпан Хаматова), попытавшейся неудачно отравиться. Да гори всё кругом, а пани Юльясевич не потревожит себя, если, конечно, не будет в том её интереса. Вот таков он этот уродливый и трагический, карикатурный и жалкий мир духовной нищеты и слепого эгоизма, очень точно почувствованный и ярко представленный молодыми актёрами.

Только придя домой после спектакля и вновь проглядывая программку, я обратила внимание на то, что "Мораль пани Дульской" играли не выпускники, а пока ещё только студенты III курса (художественный руководитель – Алексей Бородин) актёрского факультета РАТИ. Профессиональные акселераты. Но этот их спектакль уже числится дипломным. Ну, что ж весьма неплохое начало. Многообещающее и ко многому обязывающее. Впереди ещё полтора года учебы – новые роли, новые спектакли. С успешным началом, актёрское поколение XXI века!

Наталия Балашова
"Московская правда", №26, 11.02.1997


***

Читаем дневник Анны Франк

Спектакль "Дневник Анны Франк" Ф. Гудрич и А. Хаккета на выпускном курсе Российской академии театрального искусства поставил профессор Алексей Бородин.

В основу пьесы американских драматургов положены факты из подлинного дневника еврейской девочки Анны Франк. Анне было 13 лет, когда оккупировавшие Голландию фашисты стали уничтожать евреев. Семья Франк вынуждена была скрываться на одном из заброшенных чердаков Амстердама. По ночам добрые люди приносили затворникам еду, поддерживали как могли. Так продолжалось более двух лет. День за днём записывала Анна в дневнике события этой невероятно тяжёлой жизни. Она твёрдо решила после войны издать книгу. Их арестовали по доносу и отправили в лагерь. Там весной 1945 года Анна Франк умерла от тифа. Живым из всех остался её отец. После освобождения Отто Франк отыскал дневник и выполнил волю покойной дочери. В 1947 году вышла из печати книга "Убежище", ставшая страшным обвинительным документом фашизму. Книга была переведена едва ли не на все языки мира.

Семерых членов двух семей: Франков и Ван Даанов – позже к ним присоединился ещё один человек врач Дуссел (Николай Каракаш) приводит на чердак голландка Мип (Татьяна Чепуркова). Тут остаются они одни. Под ними, в конторе, днём работают чужие люди, а потому разговаривать и передвигаться нельзя, пользоваться уборной и водопроводом – только вечером. Но и в этих жутких условиях каждый постепенно находит себе дело: Анна пишет дневник, кто-то прислушивается, не раздастся ли стук в дверь, кто-то учится. В спектакле этот переход очень убедительно и органично сыгран артистами. А подробно разработанный "второй план" делает действие живым и непрерывным.

Исполнителям удаётся показать, и как меняется со временем психологическое состояние их героев. Как за два года жизни в нечеловеческих условиях "убежища" формируется личность каждого. Из девочки-подростка превращается Анна (Чулпан Хаматова) во взрослую девушку. Жизнь с настойчивым упорством берёт своё. Её первая влюблённость и сцены свиданий с Питером (Михаил Горский) – здесь же, в крошечном закутке – тонко и правдиво сыграны артистами, остро чувствуются на фоне трагического быта людей. Не выдерживает Ван Даан (Константин Карасик). Доведённый до отчаяния голодом, ночью он крадёт продукты из шкафа. Острый драматический конфликт не разгорается до конца только благодаря выдержке господина Франка (Олег Герасимов), сумевшего, как всегда, сдержать своё внутреннее напряжение и помочь.

Отрадно, что все роли в этом спектакле играются с полной отдачей. Многое удаётся сказать о своих героях и Ольге Лысак, Ларисе Шатило, Ирине Низиной, Владиславу Букину. Герои спектакля "Дневник Анны Франк" – самые обыкновенные люди. Как и все другие, они имели право на жизнь. Но это право отняли у них фашисты. По-граждански мужественно звучит спектакль молодых артистов. По-шекспировски светел его финал.

Александр Шевляков
Газета "Подмосковные известия", №101, 03.06.1997


***

Солнце в глазах, горечь в сердце…

"Дневник Анны Франк" – дипломный спектакль РАТИ

Начну не со спектакля, а с того глубоко личного, что делает эту дипломную работу юных актёров, воспитанников профессора А.Бородина, моей собственной болью, моей горечью…

Мои родственники по материнской линии погибли в ленинградской блокаде. Моих родных по отцовской линии унесли гетто Минска и Витебска… Поэтому я на всю жизнь запомнила тот день, когда, вернувшись из Лондона, отец протянул мне розовую книжку, с обложки которой на меня дружелюбно глянули живые, озорные карие глаза темноволосой девчушки, моей ровесницы, – "Дневник Анны Франк". Был 1960 год, эта книжка ещё не была опубликована на русском языке… А у меня ну ни в какую не шёл английский. Очередная частная преподавательница, тщетно пытавшаяся стать моим Генри Хиггинсом, удивлённо сказала отцу, что если уж детективы Агаты Кристи я с трудом перевожу, то уж с этой "мрачной" (как она сказала) книжкой дело совсем не пойдёт. Потом, когда годы спустя мы встретились с той же преподавательницей в Институте кинематографии, я сказала ей, что прочитала "Дневник Анны Франк" залпом, запоем и не один раз. У преподавательницы тоже кто-то из родственников погиб в Одесском гетто. Она меня поняла. И мы с ней вместе смотрели фильм, снятый по "Дневнику…" с прелестной Милле Перкинс в главной роли, на занятиях во ВГИКе… А эта книжка – она всегда со мной. С того 60-го…

И вот теперь спектакль дипломников Российской академии театрального искусства. Курса, который любовно называют бородинцами. Большая часть его уже влилась в дружный коллектив Российского академического молодёжного театра, где главным режиссёром – их талантливый профессор и постановщик "Дневника…". Надо сказать, что и "Мораль пани Дульской", и "Преступление и наказание", и "Дневник Анны Франк" – все эти дипломные работы отличает высшая сложность. А так и задумано – испытать новое актёрское поколение самым трудным, чтобы понять, выявить уже сегодня потенциал каждого из студентов. Пьеса Ф.Гудрича и А.Хаккета по "Дневнику Анны Франк" стала таким испытанием, но это не испытание отличной отметкой, а произведение искусства, и хотелось бы, чтобы этот спектакль вошёл в репертуар РАМТа. Вероятно, так оно и случится…

Опять личное. Только что была в Амстердаме, но города-то я не знала, а легкомысленный экскурсовод не счёл нужным показать нам дом, где скрывалась от нацистов еврейская семья Анны Франк. Сама я его найти не смогла, а вот студентку Чултан Хаматову специально посылали в этот город, чтобы она могла максимально войти в атмосферу и мирной, и затворнической жизни своей героини…

Всем известно, что театр бывшего ГИТИСа (ныне РАТИ) – заведение замечательное, но нищее. Денег на декорации и костюмы для студенческих спектаклей у него нет. Всё собирается, как говорится, с миру по сосенке. Собрали. Какие-то старые вещи превратились в очень точную обстановку чердака, где томились почти два года семья Анны и ещё четверо голландских евреев. Какие-то ящики тоже точно вписались в декорацию, которая, собственно, и творилась самими студентами и их педагогами. То же – с костюмами… И вот обстановка найдена, эмоциональный климат – тоже, драматургия, созданная трагедией жизни, – перед теми, кому предстоит прожить светлые и страшные страницы "Дневника…" О.Герасимов (г-н Франк) сразу после войны посещает этот чердак, и голландка Мип, помогавшая семье в добровольном изгнании, протягивает ему толстую тетрадку – удивительную исповедь девочки от её тринадцатилетия до пятнадцатилетнего возраста. Девочки уже нет. Она погибла вместе с сестрой и матерью. Г-н Франк остался в живых. Ему страшно. Страшно и нам, потому что мы знаем, что жизнь их оборвалась в концлагере.

…Перед нами на сцене оживают душераздирающие в своей простоте и ужасе страницы дневника. И прелестная девчушка с солнечными глазами ещё не понимает до конца, что произошло, почему друзья заточили их на этом пыльном чердаке, но всё равно верит, что всё будет хорошо, всё наладится, солнце останется в их жизни, а потом понимает, что здесь, на чердаке, к ней пришла и первая любовь к Питеру (М.Горский), и, наконец, наступает страшное осознание той беды, которая поставила её семью и друзей на край неминуемой гибели…

Все десять участников спектакля – и прежде всего Чулпан Хаматова – действительно не играют, не изображают, а живут трудной жизнью своих героев. И потому не стану говорить, кто и как играет, вернее, живёт. Лично я бы всем участникам спектакля поставила "отлично". Кажется, моё мнение совпало с Государственной экзаменационной комиссией. Но даже не это главное.

Главное – что нынешние двадцатидвухлетние (это возраст самого старшего на курсе) смогли прочувствовать, выстрадать то, от них отдалённое и временем, и ситуацией, и проблемой – основное: веру в человека, борьбу за человека, самопожертвование и глубочайший гуманизм (да простится мне это затасканное, но очень уж верное слово!). Боль семьи Франк и миллионов, им подобных, стала их искренней болью, солнце в глазах Анны – это радость жизни её нынешних сверстников. А мастерство студентов – это уж вопрос особый, который обсуждению не подлежит, ибо сила, я бы сказала даже, мощь этого камерного спектакля, абсолютно покоряет каждого, кто его видел и ещё увидит…

Наталья Лагина
"Учительская газета", №28, 15.07.1997


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
СообщениеДобавлено: 18 Май 2009 8:59 
Не в сети
Форумчанин

Зарегистрирован:
05 Сентябрь 2007 13:41
Сообщения: 1470
Откуда: Riga
Буквоед
За студенческие работы огромное спасибо! Искали давно, но тщетно! :D

_________________
evinalll


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 16 Январь 2011 15:21 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
28 Июнь 2005 10:00
Сообщения: 5148
Откуда: г. Москва
На сайт написал актер Валентин Самохин, который в свое время видел все студенческие спектакли Чулпан.

Огромное ему спасибо за впечатления и присланные материалы!
Вот что он пишет:

Цитата:
Да, все эти спектакли я видел живьем. Помню волшебное впечатление от игры Чулпан в Анне Франк, причем именно в первом, ГИТИСовском варианте. Когда спектакль перенесся в РАМТ, он стал чуть тусклее. А может, я просто попал тогда не на самый удачный. Но то, что эта работа была одной из первых ее театральных побед - это точно.

<В театре Луны> у Чулпан было амплуа "смешная девчонка", скажем так. Это проявлялось и во взрослом Робинзоне, и в Фанте. Очень она была там заводная.


Обратите внимание, что упоминается взрослый Робинзон. Это не ошибка! Есть отсканированные программки (см. ниже).
Насчет спектакля "Мораль пани Дульской" Валентин Самохин пишет:

Цитата:
Интересно со спектаклем Мораль пани Дульской. Я смотрел его дважды, и второй раз видел Чулпан в крохотной роли Квартирантки - самой маленькой в пьесе, кажется. Это был ввод, что видно из програмки - фамилия Хаматова вписана от руки. Возможно даже, это был ввод на один спектакль.


Вложение
Комментарий к файлу: Сны взрослого Робинзона
СВР-роли.jpg
СВР-роли.jpg [ 340.24 Кб | Просмотров: 5646 ]
Вложение
Комментарий к файлу: Преступление и наказание
ПиН-роли.jpg
ПиН-роли.jpg [ 264.16 Кб | Просмотров: 5646 ]
Вложение
Комментарий к файлу: Дневник Анны Франк
ДАФ-роли.jpg
ДАФ-роли.jpg [ 232.88 Кб | Просмотров: 5646 ]
Вложение
Комментарий к файлу: Мораль пани Дульской
МПЛ-роли.jpg
МПЛ-роли.jpg [ 789.79 Кб | Просмотров: 5646 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 16 Январь 2011 23:14 
Не в сети
Форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
15 Апрель 2009 17:01
Сообщения: 1088
Откуда: Казань
Сергей, замечательно! :)
Спасибо Валентину Самохину, виртуальный музей Чулпан Хаматовой пополнился историческими артефактами.
А целиком впечатления Самохина нельзя выложить? :?:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 17 Январь 2011 10:51 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
28 Июнь 2005 10:00
Сообщения: 5148
Откуда: г. Москва
Ikarus писал(а):
А целиком впечатления Самохина нельзя выложить? :?:

Это все, что он написал в письме :(


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 17 Январь 2011 21:25 
Не в сети
Форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
06 Октябрь 2010 10:24
Сообщения: 1028
Откуда: Харьков
Вау! Вот это да! Прям 20-м веком повеяло! Спасибо Валентину Самохину за то, что сберег такие исторические документы. Просто уникальные. :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 18 Январь 2011 14:15 
Не в сети
Форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
20 Март 2010 21:00
Сообщения: 494
Откуда: Irkutsk
+1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Студенческие работы Чулпан
СообщениеДобавлено: 20 Январь 2011 2:03 
Не в сети
Форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
26 Январь 2009 22:41
Сообщения: 212
Откуда: Беларусь
здорово)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
[ На главную сайта ] [ Биография ] [ Работы в театре ] [ Работы в кино ] [ Фотографии ] [ Интервью ] [ Ссылки ] [ http://khamatova.info/ ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB